Новизна дидактических разработок заключается в интеграции программируемых робототехнических наборов в образовательный процесс ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей для детей дошкольного возраста.
Данная методическая разработка может быть использована с любым робототехническим набором для дошкольников. Нами были использованы практичные и интересные решения. В ходе образовательной деятельности педагог знакомит детей с последовательностью действий или событий (что сначала, а что потом) в рамках определенного процесса. В результате совместной деятельности дети учатся устанавливать простые причинно-следственные связи, связно выражать свои мысли. В ходе занятия педагог использует вопросы и художественное слово (стихи, загадки, поговорки), которые помогают детям определиться с выбором направления движения робота по игровому полю. Вариант расположения тематических картинок на игровом поле представлен в тематических технологических картах.
Тема занятия «Игрушки разные нужны, игрушки разные важны»
Цель: знакомство детей с процессом взросления и выбором игрушек соответственно возрастному периоду.
Ключевые понятия: малыш, ребенок, выпускник детского сада.
Последовательность составления маршрута движения робота малыш с погремушкой, малыш 2-3 лет собирает пирамидку, ребенок 4-5 лет строит из лего, ребенок 5-6 лет собирает картины из мозаики, выпускник детского сада играет в шашки.
Технологическая карта
Тема занятия «Процесс постройки дома»
Цель: знакомство детей с основными частями и этапами строительства дома.
Ключевые понятия: чертеж дома, фундамент, кирпичная стена, окно, дверь, перекрытие, крыша.
Последовательность составления маршрута движения робота: нарисовать чертеж, построить фундамент, построить стены с окнами и дверью, сверху положить перекрытие и крышу.
Технологическая карта
Тема занятия «В гостях у овощевода»
Цель: знакомство детей с трудом овощевода, процессом выращивания овощей.
Ключевые понятия: овощевод, урожай, овощи.
Последовательность составления маршрута движения робота: овощевод готовится работе, вскопать землю, посадить семена, все лето подрыхлять и поливать землю и всходы, осенью собрать урожай.
Технологическая карта
Тема занятия «Цикл плодоношения яблони»
Цель: знакомство с жизненным циклом яблока, что появляется сначала, а что – потом.
Ключевые понятия: плодоношение, садовод, цветущая яблоня, яблоня с плодами, сбор урожая, семечко яблока, росток.
Последовательность составления маршрута движения робота: семечко попадает в землю, прорастает и появляется росток, подрастает молодая яблоня и весной на яблоне цветут цветы, которые опыляют пчелы и на месте цветочков завязываются маленькие яблочки, которые всё лето созревают и поспевают осенью.
Технологическая карта
Тема занятия «Как лиственные деревья готовятся к зиме»
Цель: знакомство детей с лиственными деревьями и листопадом.
Ключевые понятия: листопад, хлорофилл, лиственные деревья.
Последовательность составления маршрута движения робота: хлорофилл перестает вырабатываться у деревьев в листьях, поэтому они становятся окрашенными в желтые, красные, оранжевые или коричневые цвета, листья постепенно отделяются от веток и срываются, под воздействием ветра, падая на землю, листва укрывает деревья от сильных морозов, согревает почву и зверей в норках. Листопад помогает деревьям перезимовать.
Технологическая карта
Тема занятия «Откуда мед берется?»
Цель: формирование представления детей о пчелах, как о полезных насекомых,знакомство с пчеловодством.
Ключевые понятия: мед, клевер, пчелы, пчеловод, пасека, улей, соты
Последовательность составления маршрута движения робота: пчелы собирают нектар с цветов, переносят нектар в улей на пасеке или на деревьях, размещают в соты, пчеловод достает соты и собирает из них готовый мед.
Технологическая карта
Тема занятия «Приготовление овощного супа»
Цель: знакомство детей с профессией повара, процессом приготовления овощного супа.
Ключевые понятия: повар, овощи, кастрюля, нож, разделочная доска.
Последовательность составления маршрута движения робота: повар задумал сварить суп из овощей, приготовил корзину овощей, вымыл и почистил овощи, нарезал их и сварил суп в кастрюле с добавлением соли и специй.
Технологическая карта
Тема занятия «Изготовление деревянной расписной ложки»
Цель: знакомство детей с профессией лесоруба, ложкореза и мастера по дереву, с этапами изготовления деревянной расписной ложки.
Ключевые понятия: лесоруб, деревянная заготовка – брусок, инструменты, нож, стамеска, ложкорез, хохломская роспись, расписные деревянные ложки.
Последовательность составления маршрута движения робота: срубить дерево, распилить дерево на бревна и доски, сделать заготовки брусков для вырезывания ложек, обработать ложки инструментами по дереву, расписать ложки.
Технологическая карта
Тема занятия «Процесс изготовления деревянного стола»
Цель: Знакомство детей с трудом взрослых и этапами производства деревянного стола.
Ключевые понятия: древесина, лесопилка, столяр, плотник, сборщик, столешница, ножки, стол (обеденный, ученический, игрушечный и т.д.).
Последовательность составления маршрута движения робота: спилить дерево, распилить дерево на доски, выровнять доски, из ровных досок выпилить детали стола (ножки и столешницу), покрасить столешницу и ножки, собрать готовый стол.
Технологическая карта
Тема занятия: «Праздник «День народного единства»
Цель: знакомство детей с праздником «День народного единства» и символикой России.
Ключевые понятия: страна Россия, дружба народов, танец дружбы – хоровод, государственный флаг – триколор.
Последовательность составления маршрута движения робота: знакомство с праздником «День народного единства», знакомство с российской символикой и ее значением.
Технологическая карта
Тема занятия «История развития транспорта»
Цель: знакомство детей с историей развития транспорта.
Ключевые понятия: телега, карета, кучер, автомобиль, трамвай.
Последовательность составления маршрута движения робота: телега с лошадью, карета с кучером, первый трамвай, первый автомобиль, автомобиль с шинами на колесах.
Технологическая карта
Тема занятия «Режим дня – залог здоровья»
Цель: формирование у детей представления о режиме дня и его значении в жизни человека.
Ключевые понятия: режим дня, здоровье.
Последовательность составления маршрута движения робота: пробуждение, умывание, зарядка, завтрак, игры и занятия, прогулка, обед и сон, игры и занятия, прогулка, ужин, игры, принятие душа и сон.
Технологическая карта
Тема занятия «Как белка к зиме готовится»
Цель: знакомство детей с процессом подготовки белки к зимовью.
Ключевые понятия: дупло, беличьи запасы, окрас.
Последовательность составления маршрута движения робота: белка собирает урожай, закапывает в землю, прячет в дупло, сушит грибы, устраивает себе домик в дупле дерева, меняет свой окрас.
Технологическая карта
Тема занятия «Собираемся на прогулку»
Цель: знакомство детей с последовательностью одевания на прогулку осенью.
Ключевые понятия: последовательность, кофта, брюки, шапка, куртка, сапоги.
Последовательность составления маршрута движения робота: надеть кофту, надеть колготки и брюки, надеть шапку с шарфом, надеть куртку, обуть ноги в сапоги.
Технологическая карта
Тема занятия «Мы снеговика слепили!»
Цель: знакомство детей с процессом лепки снеговика.
Ключевые понятия: снеговик, снежный ком, ветки, угольки.
Последовательность составления маршрута движения робота: скатать первый, самый большой снежный ком округлой формы, скатать еще два снежных кома поменьше, поставить снежные кома друг на друга, вставить ветки в средний ком, морковку и угольки в самый маленький ком, и сверху поставить ведро.
Технологическая карта
Тема занятия «Рождение Матрешки»
Цель: знакомство детей с процессом создания матрешки.
Ключевые понятия: матрешка, заготовка, шлифовка, роспись.
Последовательность составления маршрута движения робота: вытачивают фигурку матрешки из бревна ольхи, березы или липы, заготовку шлифуют, расписывают красками.
Технологическая карта
Тема занятия «История новогодней ёлки»
Цель: знакомство детей с историей новогодней елки.
Ключевые понятия: традиция празднования Нового года, гирлянда, новогодний карнавал, костюмы.
Последовательность составления маршрута движения робота: ёлку срубают в лесу, везут в город на грузовике, наряжают дома новогодними игрушками и гирляндами, водят хоровод вокруг новогодней ёлки.
Технологическая карта
Тема занятия «Русские народные сказки»
Цель: знакомство детей с русскими народными сказками, их главным смыслом.
Ключевые понятия: сказка, персонажи сказок, смысл сказки, добро, зло.
Последовательность составления маршрута движения робота: герои русских народных сказок, персонаж из сказки «Колобок» встретил сначала зайца, потом волка, медведя и лису.
Технологическая карта
Тема занятия «Правила этикета»
Цель: знакомство детей с правилами этикета.
Ключевые понятия: этикет, правила поведения в детском саду, этикет за столом, правила поведения в транспорте, этикет телефонный.
Последовательность составления маршрута движения робота: соблюдаем правила этикета при встрече и расставании, в детском саду, за столом, в транспорте, при разговоре по телефону.
Технологическая карта
Тема занятия «Путешествие в мир обуви»
Цель: знакомство детей с сезонной обувью.
Ключевые понятия: обувь, времена года, валенки, демисезонные сапоги, резиновые сапоги, сандалии, туфли.
Последовательность составления маршрута движения робота: подбираем обувь по сезону (осеняя обувь, зимняя обувь, весенняя обувь, летняя обувь) и праздничную обувь.
Технологическая карта
Тема занятия «Я и моя семья»
Цель: знакомство детей с родственными связями в семье и формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.
Ключевые понятия: семья, родственные связи, семейное древо, мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.
Последовательность составления маршрута движения робота: семья, мама и папа, бабушка и дедушка, дети, генеалогического древо.
Технологическая карта
Тема занятия «Правила поведения при пожаре»
Цель: знакомство детей с правилами безопасного поведения в случае возникновения пожара и правилами пожарной безопасности.
Ключевые понятия: пожар, пожарный, пожарная машина, пожарная лестница.
Последовательность составления маршрута движения робота: если случился пожар в доме, не прятаться в шкафах, приложить к лицу мокрую тряпку, выбраться из квартиры, сообщить о пожаре по номеру телефона 101, просить помощи взрослых. Пожарные приезжают на пожарной машине, тушат огонь и спасают людей. Важно соблюдать правила пожарной безопасности.
Технологическая карта
Тема занятия «В моряки бы я пошел, пусть меня научат»
Цель: формирование представлений о службе моряков, внешнем виде моряков.
Ключевые понятия: моряк, тельняшка, бескозырка, капитан, экипаж, корабль, море.
Последовательность составления маршрута движения робота: моряки защищают наши границы, моряки проходят службу на корабле, выходят в море, капитан самый главный на корабле отдает команды - всему экипажу, управляет кораблем рулевой, связь с землей поддерживает радист, члены экипажа выполняют свою работу, с помощью карты и компаса моряки никогда не собьются с пути.
Технологическая карта
Тема занятия «Как получить оранжевую краску?»
Цель: создание условий, в которых ребенок самостоятельный субъект поисковой деятельности; формирование у детей представления о многообразии цветового спектра в окружающем мире.
Ключевые понятия: исследователь, разноцветные кисточки, оранжевая краска, смешение цветов.
Последовательность составления маршрута движения робота: мальчик-исследователь задумал провести опыт, взял стакан с чистой водой, опустил кисточки с красной и желтой краской и смешал краски в воде, прозрачная вода поменяла цвет, на листе белой бумаги нарисовал круги красного и желтого цвета, смешал краски и получил другой цвет.
Технологическая карта
Тема занятия «Как я маме помогаю»
Цель: создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
Ключевые понятия: мама, международный женский день, помощь.
Последовательность составления маршрута движения робота: маме помогаем, заправим кровать, помоем посуду, уберем игрушки, постираем платочки, носочки, к празднику в подарок нарисуем портрет.
Технологическая карта
Тема занятия «Забота о птицах зимой»
Цель: формирование представления о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Ключевые понятия: зимующие птицы, кормушка, забота.
Последовательность составления маршрута движения робота: птицам нужна помощь зимой, изготовим кормушки, развесим кормушки на ветках деревьев, подберем корм для птиц, наполним кормушек кормом.
Технологическая карта
Тема занятия «Как здоровье укрепить»
Цель: формирование представления о здоровом образе жизни и желании заботиться о своем здоровье.
Ключевые понятия: здоровье, режим дня, витамины.
Последовательность составления маршрута движения робота: дети делятся правилами укрепления здоровья, соблюдение режима дня, здоровое питание, занятие спортом, соблюдение правил гигиены, самомассаж «Неболейка».
Технологическая карта
Тема занятия «Пробуждение деревьев»
Цель: знакомство детей с изменениями, происходящими в природе весной в жизни деревьев.
Ключевые понятия: весна, весеннее солнышко, почки, сокодвижение.
Последовательность составления маршрута движения робота: солнышко пригревает, тает снег, земля прогревается, начинается сокодвижение, набухают почки, распускаются листья.
Технологическая карта
Тема занятия «История цирка»
Цель: знакомство детей с историей появления цирка, с цирковыми жанрами.
Ключевые понятия: клоун, петрушка, скоморох, фокусник, гимнаст, жонглёр, дрессировщик.
Последовательность составления маршрута движения робота: история цирка, в старину всех веселил Петрушка, скоморохи на ярмарках, позднее появились цирковые шатры, цирковые арены и залы для зрителей.
Технологическая карта
Тема занятия «Космические путешествия»
Цель: знакомство детей с понятием «космос», «космонавт».
Ключевые понятия: космос, ракета, космонавты, Ю.Гагарин – первый космонавт, космическая станция.
Последовательность составления маршрута движения робота: космос, запуск ракеты, полет в космос животных, полет в космос человека, запуск космических станций.
Технологическая карта
Тема занятия «Выведение птенцов»
Цель: знакомство детей с процессом выведения птенцов.
Ключевые понятия: весна, гнездо, птенец, высиживать, выкармливать.
Последовательность составления маршрута движения робота: наступление весны, строительство гнезда, откладывание яиц, высиживание яиц, выкармливание птенцов.
Технологическая карта
Тема занятия: «Круговорот воды в природе»
Цель: расширение знаний детей о воде, её свойствах в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Ключевые понятия: круговорот воды.
Последовательность составления маршрута движения робота: капелька воды бежала в речке, солнышко согрело капельку, капелька стала легкой и поднялась в небо на облако, снова капельке стало холодно, прижались капельки друг к другу, стали тяжелые и полетели из тучки на землю, упали в ручейки, ручейки убежали в речку.
Технологическая карта
Тема занятия «Посадка дерева».
Цель: формирование у детей знаний о значении деревьев в жизни человека; знакомство с процессом посадки дерева и ухода за ним.
Ключевые понятия: саженец, инструменты, ухаживать, заботиться.
Последовательность составления маршрута движения робота: выкопать яму, посадить саженец, засыпать яму землей, привязать дерево к палке, полить.
Технологическая карта
Тема занятия: «Как появляется бабочка».
Цель: знакомство детей с появлением на свет бабочки.
Ключевые понятия: кокон, гусеница, бабочка, порхает, вылупляется, опутывает.
Последовательность составления маршрута движения робота: Самка бабочки находит укромное место и откладывает на нижней стороне листа яйца, малюсенькая гусеница растёт и выползает из яйца, ползает по листьям и веткам, становится очень большой, опутывает себя липкими нитями, превращается в кокон, внутри кокона растёт бабочка, она вылупляется и начинает порхать.
Технологическая карта
Тема занятия: «Как появляется цветок»
Цель: знакомство детей с процессом посадки цветка.
Ключевые понятия: росток, ухаживать, заботиться, поливать.
Последовательность составления маршрута движения робота: в цветочный горшок насыпать земли, посадить семена, полить, на поверхность земли пробьется росток, он вырастет и зацветет.
Технологическая карта