ВИПДОО

474077, г. Челябинск, ул. Мамина, дом 5-а; пер. Мамина, дом 3-а

Телефон

8(351)773-75-55

8(351) 773-75-07

Эл. почта vipdoo251@yandex.ru

 

 

Методические рекомендации "Алгоритмика: шаг за шагом"

Анотация

       
Предлагаем вашему вниманию технологические карты использования робототехнических наборов в образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с календарно-тематическим планированием.
        Методический комплект технологических карт реализует современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и выступает как оптимальный способ решения поставленных задач:
- ознакомление дошкольников с основами программирования;
- развитие прединженерного мышления;
- развитие технических компетенций воспитанников;
- развитие понимания простых причинно-следственных отношений.
 

Новизна методических рекомендаций

       Новизна дидактических разработок заключается в интеграции программируемых робототехнических наборов в образовательный процесс ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей для детей дошкольного возраста.

      Данная методическая разработка может быть использована с любым робототехническим набором для дошкольников. Нами были использованы практичные и интересные решения. В ходе образовательной деятельности педагог знакомит детей с последовательностью действий или событий (что сначала, а что потом) в рамках определенного процесса. В результате совместной деятельности дети учатся устанавливать простые причинно-следственные связи, связно выражать свои мысли. В ходе занятия педагог использует вопросы и художественное слово (стихи, загадки, поговорки), которые помогают детям определиться с выбором направления движения робота по игровому полю. Вариант расположения тематических картинок на игровом поле представлен в тематических технологических картах.

1. Здравствуй детсткий сад

2. Мой любимый город

3. Собираем урожай. Овощи

3.1 Собираем урожай. Фрукты

4. Краски осени. Деревья осенью

5. Мир насекомых

6. Труд людей осенью. Профессии

7.Народная культура и традиции

8. Наш быт. Мебель

9. Моя страна - Россия

10. Транспорт

11. Мой организм. Здоровье

12. Кто как готовится к зиме

13. Одежда и головные уборы

14. Здравствуй зимушка-зима

15. Город мастеров

16. Новогодний калейдоскоп

17. В гостях у сказки

18. Этикет

19. Обувь

20. Моя семья

21. Азбука безопасности

22. Наши защитники

23. Маленькие исследователи

24. Международный женский день

25. Миром правит доброта

26. Быть здоровыми хотим

27. Весна шагает по планете

28. День юмора и смеха

29. Космос

30. Птицы и животные весной

31. Волшебница вода

32. Праздник весны и труда

34. Мир природы. Насекомые

34. Мир природы. Цветы

Технологические карты использования робототехнических наборов в образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром

1. Здравствуй, Детский сад

Тема занятия «Игрушки разные нужны, игрушки разные важны»
Цель: знакомство детей с процессом взросления и выбором игрушек соответственно возрастному периоду.
Ключевые понятия: малыш, ребенок, выпускник детского сада.
Последовательность составления маршрута движения робота малыш с погремушкой, малыш 2-3 лет собирает пирамидку, ребенок 4-5 лет строит из лего, ребенок 5-6 лет собирает картины из мозаики,  выпускник детского сада играет в шашки.
Технологическая карта

2. Мой любимый город

Тема занятия «Процесс постройки дома»
Цель:
знакомство детей с основными частями и этапами строительства дома.
Ключевые понятия:  чертеж дома, фундамент, кирпичная стена, окно, дверь, перекрытие, крыша.
Последовательность составления маршрута движения робота: нарисовать чертеж, построить фундамент, построить стены с окнами и дверью, сверху положить перекрытие и крышу.
Технологическая карта
 

3. Собираем урожай. Овощи

Тема занятия «В гостях у овощевода»
Цель:
знакомство детей с трудом овощевода, процессом выращивания овощей.
Ключевые понятия: овощевод, урожай, овощи.
Последовательность составления маршрута движения робота: овощевод готовится  работе, вскопать землю, посадить семена, все лето подрыхлять и поливать землю и всходы, осенью собрать урожай.
Технологическая карта
 

3.1 Собираем урожай. Фрукты

Тема занятия «Цикл плодоношения яблони»
Цель:
знакомство с  жизненным циклом яблока, что появляется сначала, а что – потом.
Ключевые понятия: плодоношение, садовод, цветущая яблоня, яблоня с плодами, сбор урожая, семечко яблока, росток.
Последовательность составления маршрута движения робота: семечко попадает в землю, прорастает и появляется росток, подрастает молодая яблоня и весной на яблоне цветут цветы, которые опыляют пчелы и на месте цветочков завязываются маленькие яблочки, которые всё лето созревают и поспевают осенью.
Технологическая карта

4. Краски осени. Деревья осенью

Тема занятия «Как лиственные деревья готовятся к зиме»
Цель: знакомство детей с лиственными деревьями и листопадом.
Ключевые понятия: листопад, хлорофилл, лиственные деревья.
Последовательность составления маршрута движения робота: хлорофилл перестает вырабатываться у деревьев в листьях, поэтому они становятся окрашенными в желтые, красные, оранжевые или коричневые цвета,  листья постепенно отделяются от веток и срываются, под воздействием ветра, падая на землю, листва укрывает деревья от сильных морозов, согревает почву и зверей в норках. Листопад помогает деревьям перезимовать.
Технологическая карта

5. Животный мир. Насекомые

Тема занятия «Откуда мед берется?»
Цель:
формирование представления детей о пчелах, как о полезных насекомых,знакомство с пчеловодством.
Ключевые понятия: мед, клевер, пчелы, пчеловод, пасека, улей, соты
Последовательность составления маршрута движения робота:  пчелы собирают нектар с цветов, переносят нектар в улей на пасеке или на деревьях, размещают в соты, пчеловод достает соты и собирает из них готовый мед.
Технологическая карта
 

6. Труд взрослых осенью. Профессии

Тема занятия «Приготовление овощного супа»
Цель:
знакомство детей с профессией повара, процессом приготовления овощного супа.
Ключевые понятия: повар, овощи, кастрюля, нож, разделочная доска.
Последовательность составления маршрута движения робота: повар задумал сварить суп из овощей, приготовил корзину овощей,  вымыл и почистил овощи,  нарезал их и сварил  суп в кастрюле с добавлением соли и специй.
Технологическая карта
 

7. Народная культура и традиции

Тема занятия «Изготовление деревянной расписной ложки»
Цель:
знакомство детей с профессией лесоруба, ложкореза и мастера по дереву, с этапами изготовления деревянной расписной ложки.
Ключевые понятия: лесоруб, деревянная заготовка – брусок, инструменты, нож, стамеска, ложкорез, хохломская роспись, расписные деревянные ложки.
Последовательность составления маршрута движения робота: срубить дерево, распилить  дерево на бревна и доски, сделать заготовки  брусков для вырезывания ложек, обработать ложки инструментами по дереву,  расписать ложки.
Технологическая карта

8. Наш быт. Мебель

Тема занятия «Процесс изготовления деревянного стола»
Цель:
Знакомство детей с трудом взрослых и этапами производства деревянного стола.
Ключевые понятия: древесина, лесопилка, столяр, плотник, сборщик, столешница, ножки, стол (обеденный, ученический, игрушечный и т.д.).
Последовательность составления маршрута движения робота: спилить дерево, распилить дерево на доски, выровнять доски, из ровных досок выпилить детали стола (ножки и столешницу), покрасить столешницу и ножки, собрать готовый стол.
Технологическая карта

9. Моя страна – Россия. День народного единства

Тема занятия: «Праздник «День народного единства»
Цель:
знакомство детей с праздником «День народного единства» и символикой России.
Ключевые понятия: страна Россия, дружба народов, танец дружбы – хоровод, государственный флаг – триколор.
Последовательность составления маршрута движения робота: знакомство с праздником «День народного единства», знакомство с российской символикой и ее значением.
Технологическая карта

10. Транспорт

Тема занятия «История развития транспорта»
Цель:
знакомство детей с историей развития транспорта.
Ключевые понятия: телега, карета, кучер, автомобиль, трамвай.
Последовательность составления маршрута движения робота: телега с лошадью, карета с кучером, первый трамвай, первый автомобиль, автомобиль с шинами на колесах.
Технологическая карта
 

11.Мой организм моё здоровье

Тема занятия «Режим дня – залог здоровья»
Цель:
формирование у детей представления о режиме дня и его значении в жизни человека.
Ключевые понятия: режим дня, здоровье.
Последовательность составления маршрута движения робота: пробуждение, умывание, зарядка, завтрак, игры и занятия, прогулка, обед и сон, игры и занятия, прогулка, ужин, игры, принятие душа и сон.
Технологическая карта
 

12. Кто как готовится к зиме

Тема занятия «Как белка к зиме готовится»
Цель:
знакомство детей с процессом подготовки белки к зимовью.
Ключевые понятия: дупло, беличьи запасы, окрас.
Последовательность составления маршрута движения робота: белка собирает урожай, закапывает в землю, прячет в дупло, сушит грибы, устраивает себе домик в дупле дерева, меняет свой окрас.
Технологическая карта
 

13. Одежда и головные уборы

Тема занятия «Собираемся на прогулку»
Цель:
знакомство детей с последовательностью одевания на прогулку осенью.
Ключевые понятия: последовательность, кофта, брюки, шапка, куртка, сапоги.
Последовательность составления маршрута движения робота: надеть кофту, надеть колготки и брюки, надеть шапку с шарфом, надеть куртку, обуть ноги в сапоги.
Технологическая карта

14. Здравствуй, зимушка-зима

Тема занятия «Мы снеговика слепили!»
Цель:
знакомство детей с процессом лепки снеговика.
Ключевые понятия: снеговик, снежный ком, ветки, угольки.
Последовательность составления маршрута движения робота: скатать первый, самый большой снежный ком округлой формы, скатать еще два снежных кома поменьше, поставить снежные кома друг на друга, вставить ветки в средний ком, морковку и угольки в самый маленький ком, и сверху поставить ведро.
Технологическая карта

15. Город мастеров

Тема занятия «Рождение Матрешки»
Цель:
знакомство детей с процессом создания матрешки.
Ключевые понятия: матрешка, заготовка, шлифовка, роспись.
Последовательность составления маршрута движения робота:  вытачивают фигурку матрешки из бревна ольхи, березы или липы, заготовку шлифуют, расписывают красками.
Технологическая карта

 

16. Новогодний калейдоскоп

Тема занятия «История новогодней ёлки»
Цель:
знакомство детей с историей новогодней елки.
Ключевые понятия: традиция празднования Нового года, гирлянда, новогодний карнавал, костюмы.
Последовательность составления маршрута движения робота: ёлку срубают в лесу, везут в город на грузовике, наряжают дома новогодними игрушками и гирляндами, водят хоровод вокруг новогодней ёлки.
Технологическая карта
 

17. В гостях у сказки

Тема занятия «Русские народные сказки»
Цель:
знакомство детей с русскими народными сказками, их главным смыслом.
Ключевые понятия: сказка, персонажи сказок, смысл сказки, добро, зло.
Последовательность составления маршрута движения робота: герои русских народных сказок, персонаж из сказки «Колобок» встретил сначала зайца, потом волка, медведя и лису.
Технологическая карта
 

18. Этикет

Тема занятия «Правила этикета»
Цель:
знакомство детей с правилами этикета.
Ключевые понятия: этикет, правила поведения в детском саду, этикет за столом, правила поведения в транспорте, этикет телефонный.
Последовательность составления маршрута движения робота: соблюдаем правила этикета при встрече и расставании, в детском саду, за столом, в транспорте, при разговоре по телефону.
Технологическая карта

19. Обувь

Тема занятия «Путешествие в мир обуви»
Цель:
знакомство детей с сезонной обувью.
Ключевые понятия: обувь, времена года, валенки, демисезонные сапоги, резиновые сапоги, сандалии, туфли.
Последовательность составления маршрута движения робота: подбираем обувь по сезону (осеняя обувь, зимняя обувь, весенняя обувь, летняя обувь) и  праздничную обувь.
Технологическая карта
 

20. Моя семья

Тема занятия «Я и моя семья»
Цель:
знакомство детей с родственными связями в семье и формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.
Ключевые понятия: семья, родственные связи, семейное древо, мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.
Последовательность составления маршрута движения робота: семья, мама и папа, бабушка и дедушка, дети, генеалогического древо.
Технологическая карта

21. Азбука безопасности

Тема занятия «Правила поведения при пожаре»
Цель:
знакомство детей с правилами безопасного поведения в случае возникновения пожара и правилами пожарной безопасности.
Ключевые понятия: пожар, пожарный, пожарная машина, пожарная лестница. 
Последовательность составления маршрута движения робота: если случился пожар в доме, не прятаться в шкафах,  приложить к лицу мокрую тряпку, выбраться из квартиры, сообщить о пожаре по номеру телефона 101, просить помощи взрослых. Пожарные приезжают на пожарной машине, тушат огонь и спасают людей. Важно соблюдать правила пожарной безопасности.
Технологическая карта

22. Наши Защитники

Тема занятия «В моряки бы я пошел, пусть меня научат»
Цель:
формирование представлений о службе моряков, внешнем виде моряков.
Ключевые понятия: моряк, тельняшка, бескозырка, капитан, экипаж, корабль, море.
Последовательность составления маршрута движения робота: моряки защищают наши границы,  моряки проходят службу на корабле, выходят в море, капитан самый главный на корабле отдает команды - всему экипажу, управляет кораблем рулевой, связь с землей поддерживает радист, члены экипажа выполняют свою работу, с помощью карты и компаса моряки никогда не собьются с пути.
Технологическая карта

23. Маленькие исследователи

Тема занятия «Как получить оранжевую краску?»
Цель:
создание условий, в которых ребенок самостоятельный субъект поисковой деятельности; формирование у детей представления о многообразии цветового спектра в окружающем мире.
Ключевые понятия: исследователь, разноцветные кисточки, оранжевая краска, смешение цветов.
Последовательность составления маршрута движения робота: мальчик-исследователь задумал провести опыт, взял стакан с чистой водой,  опустил кисточки с красной и желтой краской и смешал краски в воде, прозрачная вода поменяла цвет, на листе белой бумаги нарисовал  круги  красного и желтого цвета, смешал краски и получил другой цвет.
Технологическая карта

24. Международный женский день

Тема занятия «Как я маме помогаю»
Цель:
создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
Ключевые понятия: мама, международный женский день, помощь.
Последовательность составления маршрута движения робота: маме помогаем, заправим кровать, помоем посуду, уберем игрушки, постираем платочки, носочки, к празднику в подарок нарисуем портрет.
Технологическая карта

25. Миром правит доброта

Тема занятия «Забота о птицах зимой»
Цель:
формирование представления о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Ключевые понятия: зимующие птицы, кормушка, забота.
Последовательность составления маршрута движения робота: птицам нужна помощь зимой, изготовим кормушки, развесим кормушки на ветках деревьев, подберем корм для птиц, наполним кормушек кормом.
Технологическая карта

26. Быть здоровыми хотим. Спорт

Тема занятия «Как здоровье укрепить»
Цель:
формирование представления о здоровом образе жизни и желании заботиться о своем здоровье.
Ключевые понятия: здоровье, режим дня, витамины.
Последовательность составления маршрута движения робота:  дети делятся правилами укрепления здоровья, соблюдение режима дня, здоровое питание, занятие спортом, соблюдение правил гигиены, самомассаж «Неболейка».
Технологическая карта

27. Весна шагает по планете. Деревья весной

Тема занятия «Пробуждение деревьев»
Цель:
знакомство детей с изменениями, происходящими в природе весной в жизни деревьев.
Ключевые понятия: весна, весеннее солнышко, почки, сокодвижение.
Последовательность составления маршрута движения робота:  солнышко пригревает, тает снег, земля прогревается, начинается сокодвижение, набухают почки, распускаются листья.
Технологическая карта

28. День юмора и смеха

Тема занятия «История цирка»
Цель:
знакомство детей с историей появления цирка, с цирковыми жанрами.
Ключевые понятия: клоун, петрушка, скоморох, фокусник, гимнаст, жонглёр, дрессировщик.
Последовательность составления маршрута движения робота: история цирка,  в старину всех веселил Петрушка, скоморохи на ярмарках, позднее появились цирковые шатры, цирковые арены и залы для зрителей.
Технологическая карта

29. Космос

Тема занятия «Космические путешествия»
Цель:
знакомство детей с понятием «космос», «космонавт».
Ключевые понятия: космос, ракета, космонавты, Ю.Гагарин – первый космонавт, космическая станция.
Последовательность составления маршрута движения робота:  космос, запуск ракеты, полет в космос животных, полет в космос человека, запуск космических станций.
Технологическая карта
 

30. Птицы и животные весной

Тема занятия «Выведение птенцов»
Цель:
знакомство детей с процессом выведения птенцов.
Ключевые понятия: весна, гнездо, птенец, высиживать, выкармливать.
Последовательность составления маршрута движения робота: наступление весны, строительство гнезда, откладывание яиц, высиживание яиц, выкармливание птенцов.
Технологическая карта

 

31. Волшебница вода

Тема занятия: «Круговорот воды в природе»
Цель:
расширение знаний детей о воде, её свойствах в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Ключевые понятия: круговорот воды.
Последовательность составления маршрута движения робота:  капелька воды бежала в речке, солнышко согрело капельку,  капелька стала легкой и поднялась в небо на облако, снова капельке стало холодно, прижались капельки друг к другу, стали тяжелые и полетели из тучки на землю, упали в ручейки, ручейки убежали в речку.
Технологическая карта
 

32. Праздник весны и труда. Профессии

Тема занятия «Посадка дерева».
Цель:
формирование у детей знаний о значении деревьев в жизни человека; знакомство с процессом посадки дерева и ухода за ним.
Ключевые понятия: саженец, инструменты, ухаживать, заботиться.
Последовательность составления маршрута движения робота: выкопать яму, посадить саженец, засыпать яму землей, привязать дерево к палке, полить.
Технологическая карта
 

33. Мир природы. Насекомые

Тема занятия: «Как появляется бабочка».
Цель:
знакомство детей с появлением на свет бабочки.
Ключевые понятия: кокон, гусеница, бабочка, порхает, вылупляется, опутывает.
Последовательность составления маршрута движения робота: Самка бабочки находит укромное место и откладывает на нижней стороне листа яйца, малюсенькая гусеница растёт и выползает из яйца, ползает по листьям и веткам, становится очень большой, опутывает себя липкими нитями, превращается в кокон, внутри кокона растёт бабочка, она вылупляется и начинает порхать.
Технологическая карта

34. Мир природы. Цветы

Тема занятия: «Как появляется цветок»
Цель:
знакомство детей с процессом посадки цветка.
Ключевые понятия: росток, ухаживать, заботиться, поливать.
Последовательность составления маршрута движения робота: в цветочный горшок насыпать земли, посадить семена, полить, на поверхность земли пробьется росток, он вырастет и зацветет.
Технологическая карта

Наверх